Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. При этом следует помнить, что формы, содержание деятельности должны соответствовать целям, задачам и результатам воспитательной деятельности педагога. Результативность воспитательной деятельности предполагает: приобретение учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования на базе нашей школы были организованы следующие кружки и спортивные секции: «Искусница», «Краеведческий», «Театр 7 нот», «Танцевальный», «Азбука добра», «Очумелые ручки», «Логоритмика», «Город мастеров», «Узоры Прикамья», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Компьютерный», «Знатоки», «Музейное дело», «Видеоокно в мир», Баскетбольная секция, футбол, шахматы, шашки, лыжи, настольный теннис, ОФП, туристический клуб, легкая атлетика, «Юный инспектор дорожного движения». Ежегодно спектр секций и кружков меняется в зависимости от выбора их детьми и родителями. Каждый родитель мечтает о необыкновенном будущем для собственного чада. Для этого мамы и папы должны помогать своим детям в выявлении, осознании их интересов, склонностей. А затем рекомендовать секции и кружки. Если ребенку трудно определиться, то пусть он походит в разные кружки, чтобы почувствовать собственную тягу к чему-либо. От родителей же требуется терпение и поддержка. Можно сходить на первые занятия вместе с детьми и попробовать затем разобраться, хочет заниматься этим ребенок или нет? И что ему дадут эти занятия?
У всех руководителей кружков и спортивных секций разработаны программы деятельности, составлены списки учащихся. Ведется журнал кружковой работы. Занятия проводятся по утвержденному расписанию.
Внеурочная работа и дополнительное образование в школе ведутся на должном уровне. Участвуя в различных соревнованиях, смотрах, конкурсах, учащиеся-кружковцы добиваются хороших результатов на муниципальном, краевом, всероссийском и даже международном уровне.
Создание условий для социализации учащихся - невозможно без расширения возможностей учащихся в выборе интересующего его кружка. Кружки развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Занятия в таких кружках должны являться источником мотивации учебной деятельности учащихся, давать эмоциональный заряд.
Положительным результатам способствовало:
- работа по программам дополнительного образования;
- создание возможностей для проявления творчества детей в школе;
- сотрудничество с социальными партнерами школы, что расширяет пространство деятельности организаций и обогащает опыт совместной творческой деятельности;
- наличие ресурсов для организации дополнительного образования;
- творческая инициатива детей;
- сотворчество детей и взрослых;
- участие в районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах;
- наличие педагогических кадров (руководители кружков).
Наряду с положительными результатами есть и недостатки:
- недостаточная заинтересованность родителей, классных руководителей в дополнительном образовании детей;
- недостаточное количество часов в школе для привлечения специалистов дополнительного образования.
Пути решения:
1. Ежегодная презентация кружков и секций.
2. Размещение наглядной информации о достижениях ребят в различных кружках и секциях.
3. Привлечение родителей к организации кружков и секций.
В МАОУ " Оймурская СОШ" дополнительно проходят следущие кружки и секции:
Спортивные секции по : футбол, баскетбол и волейбол ( разновозрастная группа);
Вокально-театралная студия( разновозрастная группа);
Клуб " Школьные новости"( разновозрастная группа);
Занимательная физика 7-9 кл;
Занимательная биология 5 кл;
Краеведческий кружок " Русская изба и история школы" ( разновозрастная группа).